Сверхнормативный одн. Столько воды утекло Управляющая компания и сверхнормативные одн

Сверхнормативный одн. Столько воды утекло Управляющая компания и сверхнормативные одн

С 1 января 2017 года ОДН начисляется по нормативу. При этом ресурсы на общедомовые нужды, затраченные сверхнормы, должны оплачивать ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК. Такая мера, по мнению законодателей, должна стимулировать обслуживающие компании стать более энергоэффективными. Как осуществляется начисление ОДН по нормативу и как избежать сверхнормативного потребления ресурсов?

ОДН по нормативу: порядок расчета

Напомним, что с 01.01.2017 года платеж за общедомовые нужды включается в графу «Содержание жилья», а расходы собственников на оплату ОДН не должны превышать нормативы, установленные региональными властями на 1 ноября 2016 года. Исключение составляют случаи, когда соответствующее решение принято на общем собрании.

ОДН по нормативу рассчитывается следующим образом: норматив потребления соответствующего вида ресурса умножается на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, и умножается на отношение площади конкретного жилого (нежилого помещения) к общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме.

Фактический объем ОДН: порядок расчета

Однако собственники в МКД, оборудованных коллективным счетчиком, могут платить и менее норматива, руководствуясь фактическим потреблением ресурсов на ОДН. Соответствующие разъяснения даны Минстроем РФ в Письме от 14 февраля 2017 г. N 4275-АЧ/04.

Фактический объем потребления коммунальных услуг на ОДН рассчитывается как разница между показаниями коллективного счетчика и индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем распределяется между собственниками пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД.

Сверхнормативный ОДН: источник средств

Расходы на ресурсы, потребленные на ОДН сверх установленного норматива, ложатся на обслуживающие МКД компании. При этом не совсем понятно, откуда должно брать ТСЖ средства на оплату сверхнормативки, ведь никакого иного источника, кроме взносов на содержание жилья, у товарищества нет. Получается, что деньги на погашение сверхнормативных ОДН обслуживающим компаниям придётся брать из оплат за содержание жилья.

Законодатели уверены, что применение данной меры станет стимулом для повышения энергоэффективности МКД со стороны ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК.

Сверхнормативное потребление ОДН: что делать?

Прежде всего, необходимо разобраться, в чем причина сверхнормативного ОДН. Напомним, что исправность работы индивидуальных приборов учета сейчас можно проверять раз в три месяца, а не раз в полгода, как было ранее.

Очень важно предоставлять актуальные данные и корректно вести учет всех видов площадей - жилых, нежилых помещений и мест общего пользования. Например, если подвал сдан в аренду, то его площадь исключается из расчета мест общего пользования.

Конечно, в большинстве случаев в сверхнормативных расходах на ОДН виноваты не обслуживающие компании, а недобросовестные собственники, которые подкручивают счетчики, редко снимают показания, заселяют в свою квартиру жильцов без регистрации. Бороться с этим очень сложно и лучше всего – воспользоваться помощью профессиональных юристов.

По вопросам начисления ОДН по нормативу или при сверхнормативном ОДН, обращайтесь за консультациями к специалистам ЮК «Корпорация». Мы поможем разобраться в Вашей проблеме в рамках действующего законодательства. Ждем Ваших звонков по телефонам: 434-12-54, 423-90-03 или приходите в офис: г. Нижний Новгород, ул. Рождественская д.36 корп. "Д".

Правительство РФ регулярно вносит изменения в Новые правила предоставления коммунальных услуг (далее - Новые правила), вызывая тем самым в профессиональном сообществе бурные дискуссии. Так было и после принятия Постановления от 16.04.2013 № 344, которым, в частности, введен специальный порядок распределения между потребителями стоимости коммунальных услуг, используемых на общедомовые нужды (ОДН). Самые настойчивые и активные собственники помещений в МКД, а также УК и ТСЖ не ограничились обсуждением нововведений между собой, а вынесли проблемные нормы на рассмотрение Верховного суда с целью признания их недействительными. Пока эти попытки не принесли желаемых результатов.

В силу п. 44 Новых правил размер платы за коммунальную услугу (кроме отопления) определяется по соответствующей формуле. Результат подсчета может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от конкретных обстоятельств.

Объем потребления на ОДН и норматив

Согласно поправкам, внесенным Постановлением Правительства РФ №  344 в Новые правила , объем потребления коммунальной услуги на ОДН, рассчитываемый по формуле, не может превышать объема, определяемого исходя из норматива потребления. Если имеет место превышение расчетного объема над нормативным, исполнитель коммунальных услуг (кроме тех случаев, когда таковым является РСО) оплачивает образовавшуюся разницу за счет собственных средств.

Полностью распределить между собственниками помещений объем потребления на ОДН, рассчитанный исходя из показаний ОПУ, несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании.

Все это закреплено в абз. 2 и 3 п. 44 Новых правил . Содержание данных норм сразу было воспринято исполнителями коммунальных услуг как нарушение и ущемление их прав. Первая попытка доказать данный факт была предпринята незамедлительно, но Верховный суд в Решении от 11.06.2013 № АКПИ13-205 не поддержал эти начинания. Судьи разъяснили, что оспариваемые нормы неслучайно появились в Новых правилах . С их помощью решается несколько стратегических задач.

В частности, они стимулируют управляющих уделять больше внимания состоянию инфраструктуры дома, в том числе внутридомовых инженерных систем, вопросам энергоэффективности, выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и т. д. Иными словами, оспариваемая норма вынуждает управляющих не просто поддерживать общее имущество в определенном состоянии, но и грамотно управлять им, что, собственно, и является основой хозяйственной деятельности УК и ТСЖ. Кстати, именно потому, что РСО не осуществляют операций по управлению МКД, на них как на исполнителей коммунальных услуг не распространяется действие абз. 2 и 3 п. 44 Новых правил .

Конечно же, рассматриваемые требования больнее всего ударили по ТСЖ, поскольку они в большинстве своем не имеют иных источников финансирования деятельности, кроме поступлений от собственников помещений в МКД. На это мы обратили особое внимание, когда комментировали Постановление Правительства РФ №  344 . Необходимость компенсировать часть платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, превышающей величину такой платы, рассчитанной по нормативу, за счет собственных средств пагубно сказывается на финансовом положении ТСЖ и вряд ли является мощным стимулом для эффективного управления, а лишь постепенно подталкивает объединение собственников к банкротству или просто ликвидации.

Поэтому следующими, кто обратился в Верховный суд с заявлением о признании п. 44 Новых правил частично недействующим, были представители ТСЖ. Они попытались оспорить необходимость принятия решения о распределении всего объема коммунальных услуг, потребленных на ОДН (в том числе в части его превышения над нормативным показателем), на общем собрании собственников. В поддержку данной позиции были приведены следующие доводы:

  • Жилищный кодекс не относит решение спорного вопроса к исключительной компетенции общего собрания собственников, так как об этом не упоминается ни в ст. 44 , ни в других статьях ЖК РФ;
  • решение общего собрания собственников по спорному вопросу объективно предопределено - возложить обязанность по покрытию образующихся разниц на ТСЖ. Иное никогда не будет одобрено на общем собрании, что лишает правление товарищества возможности поддерживать финансовую стабильность в организации. В конечном счете ТСЖ существует исключительно за счет средств собственников помещений, поэтому так или иначе все расходы, понесенные ТСЖ, в конечном счете финансируются собственниками жилья. Однако задержка платежей в РСО обязательно вызовет негативные последствия (как минимум в виде договорных санкций), которых можно было бы избежать при своевременном предоставлении финансирования потребителями.
Оба довода Верховный суд отклонил как необоснованные, указав на следующее (см. Решение от 16.10.2013 № АКПИ13-862 ). Согласно п. 1 ст. 147 ЖК РФ правление ТСЖ вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в МКД и компетенции общего собрания членов ТСЖ. Далее без обращения к ст. 44 ЖК РФ (в которой, собственно, и перечислены вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания собственников, и которая действительно не содержит никаких указаний (ни прямых, ни косвенных) на то, что общее собрание вправе регламентировать размер платы за коммунальные услуги, в том числе предоставленные на ОДН) судьи констатировали: исключительность компетенции общего собрания собственников помещений проявляется в невозможности без ущерба интересам собственников разрешить указанные вопросы в ином порядке . Такое объяснение Верховный суд посчитал достаточным для того, чтобы признать абз. 2 и 3 п. 44 Новых правил соответствующими федеральному законодательству (требованиям ЖК РФ) и не ущемляющими права управляющих - исполнителей коммунальных услуг.

Экономия по ОДН возвращается всем собственникам

Согласно п. 46 Новых правил в определенном случаепотребителям не начисляетсяплата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на ОДН. Это возможно, когда при расчете ее объема установлено, что количество коммунального ресурса, определенное по показаниям ОПУ, меньше потребления соответствующего вида коммунальной услуги во всех помещениях МКД, в том числе на цели производства исполнителем коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

Объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы распределяется исполнителем только между жилыми помещениями в МКД (пп. «а» п. 47 Новых правил ):

  • в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления - пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения;
  • в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды - пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении.
Данный порядок также вызвал определенные претензии, в основном со стороны щепетильных в вопросах платы за ЖКУ потребителей. Они были сформулированы на страницах нашего журнала. Так, в статье В. В. Плаксина «Что понимается под общедомовыми нуждами с 01.06.2013?» (№ 6, 2013) была обозначена причина достижения экономии коммунальных услуг, предоставленных на ОДН, - экономное потребление коммунальных услуг в квартирах, не оборудованных ИПУ, то есть потребление в объеме, меньшем того, который заложен на такие квартиры в нормативе. (Кстати, при установлении норматива учитывается количество проживающих в жилом помещении человек.) Между тем экономия, обеспеченная конкретными потребителями, распределяется между всеми жилыми помещениями, что, по мнению отдельных экспертов, уже необъективно.

Следующий дискуссионный момент - выбор базы для распределения экономии. Если бы таковая распределялась между помещениями, не оборудованными ИПУ, то количество человек, проживающих в каждом из них, действительно было бы определяющим для справедливого расчета. Однако в условиях, когда экономия делится между всеми жилыми помещениями, как оборудованными, так и не оборудованными ИПУ, пропорционально количеству граждан, проживающих в них, имеет место нарушение принципа равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. Во всяком случае, именно так расценил ситуацию один из потребителей и обратился в Верховный суд с заявлением о признании пп. «а» п. 47 Новых правил недействующим. По его мнению, противоречие состоит в том, что размер платы за коммунальную услугу на ОДН определяется по соответствующей формуле пропорционально общей площади квартиры, тогда как экономия распределяется пропорционально количеству проживающих в жилом помещении граждан.

Решением ВС РФ от 26.09.2013 № АКПИ13-706 в удовлетворении заявления было отказано, так как при его подаче не был учтен существенный момент: размер платы за коммунальную услугу на ОДН определяется в несколько этапов, одним из которых является расчет объема потребления коммунальных услуг в помещениях, как оснащенных, так и не оснащенных ИПУ. Если бы в указанной формуле в качестве вычитаемого были учтены только потребленные объемы коммунальных услуг, определенные в соответствии с показаниями ИПУ, то показания ОПУ были бы равны сумме показаний индивидуальных счетчиков. Возникновение разницы в объеме коммунального ресурса действительно обусловлено использованием расчетного метода, основанного на нормативном потреблении коммунальной услуги для помещений, не оборудованных ИПУ. В свою очередь, согласно п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении холодного и горячего водоснабжения, электро- и газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды устанавливаются в расчете на одного человека. Следовательно, размер платы за перечисленные коммунальные услуги в помещениях, не оборудованных ИПУ, зависит от количества проживающих в них человек.

Таким образом, распределение экономии, обеспеченной жителями квартир, в которых отсутствуют ИПУ, пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире), Верховный суд счел правомерным и не противоречащим ни п. 1 ст. 1 ЖК РФ , ни какому-либо иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Из всего вышесказанного следует, что все попытки оспорить в 2013 году механизм распределения стоимости коммунальных услуг, предоставленных на ОДН, между потребителями, сформулированный в п. 44 и 47 Новых правил , были безрезультатны. И все же, по мнению автора, аргументация Верховного суда небезупречна. Это касается и спора о том, относится ли решение вопроса о погашении разницы в потреблении на ОДН между показателем, рассчитанным по показаниям приборов учета, и нормативом к исключительной компетенции общего собрания собственников, и спора о правильности методики распределения экономии потребления на ОДН. Оба судебных акта не содержат убедительных доказательств того, что документ, разработанный Правительством РФ, полностью отвечает положениям ЖК РФ и обеспечивает баланс интересов всех потребителей коммунальных услуг, не ущемляя при этом отдельных прав конкретных хозяйствующих субъектов.

Между тем заявления о том, что оспариваемые нормы стимулируют управляющих работать эффективнее, а потребителей - устанавливать в квартирах ИПУ во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 №  261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , вызывают сомнение. Скорее, и те и другие будут искать и, уверены, найдут лазейки, которые позволят минимизировать потенциальные расходы. Например, уплата разницы потребления на ОДН между фактической и нормативной величиной не грозит тем УК, которые пролоббировали в обслуживаемых домах выбор собственниками непосредственного способа управления. Исполнителями коммунальных услуг для потребителей в таких домах являются соответствующие РСО, а на них требования абз. 2 и 3 п. 44 Новых правил не распространяются. Кроме того, исполнителями коммунальных услуг становятся РСО в случае незаключения между ними и управляющими договоров энергоснабжения. В этом случае проблемы взыскания с потребителей платы за коммунальные услуги на ОДН в полном размере также не существует.

У ТСЖ тоже есть выход из положения. Согласно ст. 152 ЖК РФ товарищество на основании решения собрания членов ТСЖ вправе формировать специальные фонды, пополняемые за счет доходов от хозяйственной деятельности (например, экономии по смете) и расходуемые на цели, предусмотренные уставом. Таким образом, составляя финансовый план и рассчитывая размер платы на содержание и ремонт на очередной календарный год, правление ТСЖ в состоянии создать некую подушку безопасности в виде отчислений в специальный фонд, за счет которого (при условии что устав это позволяет) будет погашаться возникающий недобор стоимости коммунальных услуг, потребленных на ОДН. Не самый простой вариант, но вполне жизнеспособный.

  1. См. статью С. Н. Козыревой «Поправки к Новым правилам предоставления коммунальных услуг» (№ 5, 2013, стр. 27).
  2. Оставлено без изменения Определением ВС РФ от 12.12.2013 № АПЛ13-539.
  3. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.
  4. Одна из последних публикаций на эту тему размещена в № 12, 2013 (см. статью С. Н. Козыревой «Прямые расчеты собственников помещений с РСО до 01.09.2012»).

С 1 января 2017 года произошли изменения в начислении расходов по электроэнергии на в МКД. Теперь плата за ОДН взимается в рамках расходов по содержанию общего имущества .

Верхний предел начисленной за ОДН суммы ограничен нормативами, новые размеры которых должны принять во всех субъектах РФ к 1 июня 2017 года. Формулы для расчета ОДН по электроэнергии по нормативу будут представлены в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Кто устанавливает?

Нормативы по потреблению электроэнергии на общедомовые нужды устанавливаются органами гос. власти региона , например, департаментами жилищно-коммунального комплекса и энергетики области, края или республики.

Ранее нормативы утверждались органами местного самоуправления.

Что такое ОДН по электроэнергии?

В состав общедомовых нужд по электричеству входят расходы ресурсов электроэнергии, произведенные . К таким затратам относятся:

Формула расчета размера платы

Размер платы за электроэнергию по ОДН для квартиры в МКД рассчитывается по формуле:

Pi одн = Vi одн × T кр ,

  • Vi одн - расчет потребления электроэнергии, приходящегося на квартиру;
  • T кр - тариф на электроэнергию.

В зависимости от наличия или отсутствия общедомовых приборов учета электроэнергии, объем потребления электроэнергии на одну квартиру рассчитывается по разным формулам.

Как рассчитывается в многоэтажке?

Cо счетчиком

Формула расчета электроэнергии по ОДН, приходящейся на одну квартиру в многоэтажном доме, в котором установлен общедомовой , выглядит таким образом:

Vi одн.2 = (V д − Σu Vu неж. − Σv Vv жил.н. − Σu Vw жил.п. − V кр) × (Si ∕ S об) ,

  • V д - потребление электроэнергии согласно показаниям счетчика;
  • Vu неж - количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
  • Vv жил.н - потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • Vw жил.п - потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • V кр - количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
  • Si - площадь квартиры;
  • S об - общая площадь всех помещений в МКД (жилых и нежилых).

Без счетчика

Если счетчик ОДН в жилом МКД не установлен, то формула расчета приходящегося на квартиру количества электроэнергии выглядит таким образом:

Vi одн.5 = N одн × S ои × (Si ∕ S об) ,

Нормативы в разных субъектах РФ

Какой норматив установлен государством? Нормативы ОДН по электроэнергии различаются в разных регионах РФ, так как их размер устанавливается органами гос. власти субъекта федерации.

Также размер норматива зависит от оснащения дома различными приборами, потребляющими электроэнергию (лифты, насосы подачи воды, насосы отопления и прочее). Также значение имеет этажность МКД.

Указанные нормативы приходятся на 1 м2 площади помещений, относящихся к общему имуществу.

В Ростовской области :

  • 0,6 кВт/ч за дом без лифта;
  • 1,7 кВт/ч в доме, оснащенном лифтом;
  • наличие насоса прибавляет 0,9 кВт/ч к нормативу.

В Саратовской области установлены такие нормативы:

  • от 0,59 до 2.12 кВт/ч в зависимости от этажности за освещение;
  • 2,44 кВт/ч в 6-9 этажных, 2,74 в 10-этажных и выше домах за лифт;
  • от 0,97 до 2,41 кВт/ч за насосное оборудование в зависимости от количества этажей в доме.

В Московской области нормативы складываются в зависимости от наличия дополнительных приборов, потребляющих электроэнергию:

  • от 0,57 до 2,99 кВт/ч в зависимости от этажности (от 1-2 этажей до 16 и более) за осветительные приборы;
  • от 0,25 до 0,57 кВт/ч за насосы и аппаратное управление насосами холодного водоснабжения в зависимости от этажности;
  • от 1,19 до 1,58 кВт/ч в домах, оснащенных лифтами, в зависимости от их грузоподъемности и этажности дома;
  • от 0,04 до 0,28 кВт/ч в зависимости от этажности и так далее.

По этой причине размеры оплаты за ОДН по электроэнергии могут значительно различаться как в одном городе/регионе, так и среди различных субъектов федерации РФ.

Превышение норм

В случае, когда объемы ОДН по электроэнергии превышают установленные нормативы, разница оплачивается исполнителем коммунальных услуг , в лице которого выступает УК, ТСЖ или иная организация, которой собственники делегировали права по управлению МКД.

Ранее любые расходы, в том числе и превышения нормативов, оплачивались собственниками жилых помещений.

В случае, когда исполнителем коммунальных услуг назначена , оплата ОДН по электроэнергии сверх нормативов оплачивается владельцами жилых помещений исходя из вышеперечисленных формул.

Как уменьшить оплату?

Для того, чтобы уменьшить оплату за ОДН по электроэнергии, специалисты призывают:

Внесенные в 2017 году изменения направлены на то, чтобы точно рассчитать размер оплаты , которую должен вносить каждый собственник жилого помещения в МКД за общедомовые нужды.

Главным отличием принятого законодательства является то, что расход электроэнергии сверх установленного норматива должен оплачиваться исполнителем коммунальных услуг.

Это должно стимулировать УК к установке общедомовых счетчиков, экономии электроэнергии, модернизации внутридомовых сетей и потребляющего электроэнергию оборудования.

В то же время, потребителям также придется рассчитывать расходы энергии и на ОДН , чтобы сэкономить свои средства.

О новых правилах расчета за ОДН в этом видео:

Чаще всего жильцы многоэтажек не понимают, что такое плата за ОДН. Давайте разберемся, что это такое и как производятся расчеты за ОДН.

Что такое ОДН и как это расшифровывается?

Аббревиатура «ОДН» расшифровывается как общедомовые нужды.

Многоэтажные жилые дома обладают определенным количеством ресурсов, большинство из них потребляют жители дома. Оставшаяся часть идет на содержание общего имущества и обслуживание самого дома.

Постановление правительства России № 354 гласит, что в обязанности жильцов входит плата не только за коммунальные услуги внутри их жилья, но и за услуги, которые используются всем жилым домом.

На текущий момент общедомовые нужды распределяются за электричество, горячую воду и холодную.


Что такое ТСЖ и в чём его плюсы? Полная информация есть по ссылке.

Куда идут средства за ОДН и входит ли электроэнергия в этот счёт?

Средства, оплаченные за ОДН, поступают в счет услуг за:

  • Потребление света в местах общего использования (подъезд, и пр.);
  • Потребление электроэнергии домофонами;
  • Потребление электроэнергии лифтом;
  • Потери в энергосетях внутри жилого дома.

В стоимость ОДН за холодное водоснабжение может включаться:

  • Мытье общедомовой территории;
  • Полив прилегающей к дому территории (газоны);
  • Промыв водных коммуникаций;
  • Потери ресурсов внутри жилого дома.

ОДН по горячему водоснабжению может состоять из:

  • Сброса горячей воды в течении ремонта батарей;
  • Во время технологического пролива;
  • Пролив воды во время опрессовки;
  • Потери в сетях.

Какую сумму может составить налоговый вычет при покупке квартиры? Порядок определения этого вычета есть в данном материале.

Бесплатная юридическая консультация:


Способ расчета общедомовых нужд зависит от того, установлен или отсутствует в вашем доме общедомовой прибор учета или сокращенно «ОПУ».

Что включает в себя ОДН?

Как рассчитываются ОДН: порядок, примеры расчета

Рассмотрим два варианта расчета ОДН: с установленным общедомовым прибором учета и без него.

ОДН в многоквартирном доме с установленным общедомовым прибором учета

При установленном общедомовом приборе учета в таком доме общие домовые нужды рассчитываются как объем, показанный ОПУ минус сумма показаний ИПУ (индивидуальный прибор учета) граждан и расходов по норме потребления граждан, у которых не установлены приборы учета.

Полученная разница распределяется на всех владельцев в зависимости от площади жилья.

Соответственно, сумма ОДН будет меньше для маленькой квартиры, чем для двухкомнатной, и это не будет зависеть от количества по факту живущих в помещении граждан.

Бесплатная юридическая консультация:


Расчет общедомовых нужд в многоквартирном доме без ОПУ

При не установленном общедомовом приборе учета в многоквартирном жилом доме, объем горячей и холодной воды, а также электричества, рассчитывается умножением нормы потребления на площадь общего имущества в доме.

Получившуюся сумму делят на всех владельцев пропорционально метражу их квартир.

Утверждением тарифов и нормативов ОДН занимается ФСТ (Федеральная Служба по Тарифам), на сайте ФСТ можно изучить нормативы для вашего региона.

Примеры подсчета стоимости общих домовых нужд

В качестве примера рассмотрим ОДН по электричеству. Исходные данные:

Площадь в сумме жилых и нежилых площадей девятиэтажки, которая была построена ранее 99 года, не оборудованной ИТП (индивидуальный тепловой пункт): 5000 м2 (не учитываем S помещений, которые входят в общее домовое имущество).

Бесплатная юридическая консультация:


S площадей в составе общедомового имущества = 500 м2

S площади квартиры, для которой делаем подсчет = 50 м2

  • Данные ОПУ: 5000 кВт*ч
  • Общее число данных всех приборов ИПУ: 3000 кВт*ч
  • Общая сумма всех начислений согласно нормативу: 700 кВт*ч

Норматив на один квадратный метр общей площади помещений, которые входят в состав общих площадей жилого дома: 4,023 кВт*ч.

Норматив действителен с 01.06.2016 – 31.12.2016.

ОДН равен = (5000 кВт*чкВт*чкВт*ч) = 1300 кВт*ч Х 50 м2 / 5000 м2= 13 кВт*ч

Бесплатная юридическая консультация:


При наличии ОПУ сумма ОДН к оплате, которую должен оплатить владелец квартиры, с S квартиры 50 м2 = 13 кВт*ч х 1,92 р./ кВт*ч = 24,96 р.

ОДН равен= 4,023 кВт*ч Х 500 м2 х 50 м2 / 5000 м2 = 20,115 кВт*ч

Сумма, к оплате владельцем за ОДН составит: 20, 115 кВт*ч х1,92 р./ кВт*ч = 38,62 р.

В некоторых случаях сумма общедомовых нужд может быть и меньше нуля, к примеру, если ИПУ установили не все жители, так как по факту расход ресурсов может быть ниже нормативов.

Размер оплаты коммунальных услуг.

Бесплатная юридическая консультация:


Как узнать показания общедомового прибора учета?

Компания, предоставляющая коммунальные услуги при установленном общедомовом приборе учета, должна ежемесячно брать данные этого прибора и вписывать полученные цифры в книгу учета показаний прибора учета.

А также дать возможность собственнику по его просьбе в течение одного рабочего дня с момента обращения возможность получить информацию о показаниях приборов учета.

Как продать квартиру в ипотеке и что для этого нужно? Рекомендации смотрите в этом материале.

Кто должен оплачивать ОДН: управляющая компания или собственники?

Расходы на ОДН не являются отдельными платежами в счете за коммунальные услуги, эти расходы предусмотрены Жилищным кодексом, и оплата за эти услуги распределяется между теми, кто владеет квартирами в доме. Эта обязанность отражается в основном договоре между владельцами.

Недоразумение по вопросу оплаты общедомовых нужд произошло в тот момент, когда правительство РФ исключило затраты на общедомовые нужды из общего списка платежей, обязав собственников квартир оплачивать их отдельной строкой.

Бесплатная юридическая консультация:


После этого решения правительства некоторые управляющие компании нашли в этом законе лазейку: они как бы «убрали» эту оплату из списка услуг и добавили новую строку в счете за ОДН – сверх стоимости прежней квартплаты, сумма которой осталась неизменной.

При обращении в суд за повторный счет на общедомовые нужды, такие махинации со стороны управляющей компании признаются мошенническими.

Общедомовые нужды обязана оплачивать управляющая компания, если раньше она включала расход на общедомовое имущество в общий счет и договор на собрании жильцов не меняли.

Другой разговор, если на общем собрании жильцов изменили договор с управляющей компанией и прописали в нем переменные или постоянные затраты, которые согласны оплачивать владельцы жилья. К примеру, улучшить конструкцию дома.

В этом случае после составлении сметы и определении ежемесячного платежа такие расходы должны оплачивать собственники.

Бесплатная юридическая консультация:


Что делать, если ОДН начисляются неправильно?

Если собственник не согласен с суммами начислений за общедомовые нужды, то как говорится в постановлении правительства России от 06.05.2011 года. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг владельцам и жильцам квартир в многоквартирных домах » подпункт «д», п. 31:

Собственник вправе потребовать от исполнителя провести правильность проверки начисления оплаты за общедомовые нужды, долгов собственника за коммунальные услуги или переплаты за эти услуги, а также корректности начисления пени за просрочку оплаты.

По результатам такой проверки исполнитель должен незамедлительно предоставить собственнику все документы, которые содержат начисленные собственнику платежи.

Эти документы по желанию собственника должны быть заверены руководством предприятия, ставится печать организации.

Нормативы на общедомовые нужды.

Бесплатная юридическая консультация:


Можно ли не платить за ОДН?

За игнорирование оплаты общедомовых нужд предусмотрена такая же ответственность перед законом, как и за отказ платить за коммунальные услуги, потребленные внутри собственной квартиры.

Оплата общедомовых нужд, так же как и оплата внутриквартирных коммунальных услуг, принадлежит в одинаковой степени к коммунальным услугам, поэтому поставщик ресурса или управляющая компания имеет право подать на вас иск в суд либо отключить потребление ресурса должникам до полной оплаты долга за ОДН.

Нужен ли задаток при покупке квартиры? Как оформить договор покупки квартиры с задатком смотрите в этой публикации.

Поэтому, лучше стараться разобраться с размером суммы на общедомовые нужды и сокращать ее всеми доступными и законными способами, а не просто отказываться оплачивать.

Следовательно, ОДН являются коммунальными услугами, которые потребляются при использовании общих площадей в многоэтажном доме, и плату за эти услуги обязаны вносить все жители.

Бесплатная юридическая консультация:


На собственников многоквартирного жилого дома, наряду с положением п. 1 статьи 39 Жилищного Кодекса России, возлагается обязанность по содержанию общих площадей в доме в зависимости от своей доли в общей собственности на эту собственность путём оплаты содержания этих помещений.

О том, что такое общедомовые нужды вы узнаете из этого видео:

Общедомовые нужды (ОДН) с 1 января 2017 года

Принцип оплаты коммунальных услуг по строго установленным тарифам в зависимости от количества проживающих (зарегистрированных) в квартире жильцов остался в далеком прошлом. С развитием рыночных отношений каждый поставщик энергоресурсов: электричества воды, тепла стал заинтересован в получении оплаты за фактически поставленный ресурс, вне зависимости от проблем, которые были у того или иного потребителя, в полном объеме.

Это вызвало необходимость радикально изменять систему оплаты за получаемые энергоресурсы как для собственников помещений так и для управляющих компаний (УК, ТСЖ).

Бесплатная юридическая консультация:


Но практика показала, что объем потребляемых собственниками помещений ресурсов резко отличается от данных, которые ресурсоснабжающие организации фиксировали по своим приборам учета. Получалась ситуация когда значительная часть выработанных и поставленных потребителю ресурсов оказывалась неоплаченной.

Управляющие компании не хотели, а в большинстве случаев не могли, по финансовым соображениям, отнести неучтенные по приборам учета или рассчитанную на основании нормативов потребления часть полученных но не оплаченных ресурсов на свой счет.

Таким образом, родились общедомовые нужды (ОДН) - строка в счетах оплаты, которая была призвана компенсировать разницу между показаниями приборов учета ресурсоснабжающей организации и фактически потребленными собственниками коммунальными услугами, учтенными по индивидуальным приборам учета или рассчитанными на основании нормативов потребления.

Нормативная база для взимания платы за ОДН

Нормативная база, на основании которой в настоящее время происходит начисление оплаты за ОДН включает:

Учтя, что дополнительное информирование ведет лишь к росту социальной напряженности и отказу значительной части собственников оплачивать непонятные или «несправедливые», с их точки зрения, расходы на содержание общедомового имущества, Госдума РФ 29.05.2015 г. приняла Закон № 176-ФЗ который предусматривал «исчезновение» строки ОДН из квитанций на оплату с 01.07.2016 года.

Бесплатная юридическая консультация:


Но, срок вступления Закона в силу был отложен Указом Президента РФ до 01.01.2017 года, ввиду нерасторопности госорганов, коммунальных служб, ресурсоснабжающих организаций к его реализации в планируемые сроки.

Что включается в общедомовые нужды (ОДН)

Большинство собственников считает, что в общедомовые нужды включаются расходы на:

Освещение подъезда и придомовой территории;

Расходы на уборку помещений;

Расходы на отопление подъездов и технических помещений.

Бесплатная юридическая консультация:


Помимо перечисленных расходов энергоресурсов на ОДН они так же включают:

Сигнализации и домофонов;

Дежурное освещение подвальных и чердачных помещений;

Технологические потери внутри МКД, связанные с особенностями установленного в нем электрооборудования.

Это относится и к оплате потребленных ресурсов предприятиями или частными компаниями, располагающимися в МКД.

Бесплатная юридическая консультация:


Это же должно относиться и к многочисленным компаниям-провайдерам, которые используют помещения МКД для размещения телекоммуникационного оборудования. При размещении на крыше дома приемной антенны - пользоваться её услугами могут несколько жильцов, а вот отнести затраты электроэнергии на поддержание этого телекоммуникационного оборудования на ОДН – нельзя. Оплачивать счета за пользование электроэнергией должен провайдер, чье оборудование размещено в доме.

Общедомовые нужды в 2017 году

Несмотря на то, что в счетах больше не будет «непонятной» и вызывавшей раздражение строки ОДН – оплата за них никуда не исчезнет. Просто все платежи за потребленные на общественные цели для поддержания в рабочем состоянии систем электроснабжения, отопления, водоотведения, санитарного порядка в МКД (многоквартирных домах) будут равномерно распределены и приплюсованы к плате за потребленные коммунальные услуги пропорционально доле собственника в общедомовом имуществе.

Изменится методика расчета общедомовых нужд.

Отныне платежи не могут превышать норм, рассчитанных для каждой из категорий многоквартирного дома в зависимости от срока ввода их в эксплуатацию, этажности, района расположения, состояния инженерных сетей и ряда других факторов. Эти нормативы утверждаются решениями муниципальных органов власти в регионах и призваны нивелировать разницу между начислениями за одинаковый объем поставляемых ресурсов у различных УК и ТСЖ.

Преимущества исключения строки ОДН

Пользоваться преимуществами включения платы за ОДН в счета на оплату смогут исключительно УК. Отныне, у собственников жилых помещений «выбита» из под ног почва для консолидированного выражения недовольства на общих собраниях. Для того, чтобы установить, какие общедомовые нужды и в каком объеме оплачивает тот или иной владелец недвижимости придется провести полную сверку счетов как минимум двух собственников. Дело это хлопотное. Говорить о том, что на повестку дня общего собрания собственников МКД впредь будут выноситься вопросы о завышении платы за ОДН уже не приходится.

Бесплатная юридическая консультация:


Строки то такой не будет. Следовательно, несогласие с размерами тарифов каждый вынужден будет выражать в индивидуальном порядке, и добиваться ответа от УК или ТСЖ – в одиночку.

Надо ли платить за ОДН

Вопрос о необходимости оплаты ОДН автоматически перестает быть актуальным с 1 января 2017 года, поскольку в счетах уже не будет такой отдельной строки.

Неоплата счетов за потребленные коммунальные услуги в виду несогласия собственника с размером оплаты за ОДН, которые включены в его индивидуальный счет – влечет за собой применение штрафных санкций, вплоть до ограничения пользования каким-либо коммунальным ресурсом: электроэнергией, водоснабжением. Обжаловать действия по отключению энергоресурса можно только в суде. Как правило, суды обязывают энергоснабжающие организации прекратить действия по ограничению поставки энергоресурса ввиду нарушения правил санитарного состояния жилых помещений и нарушения прав граждан, проживающих в жилом помещении (несовершеннолетних детей).

Но это не снимает обязанностей по погашению имеющейся задолженности.

Каким бы не был закон, он – закон. Поэтому – нравится или не нравится – платить за ОДН – надо. Вопрос в том, сколько? Но это – разрешается в каждом конкретном случае и снова же – только в суде.

Бесплатная юридическая консультация:


Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, ведь чем больше людей будет знать о своих правах (и доказывать их), тем ответственнее станут службы.

Идея сайта возникла на основе многочисленных жалоб в сфере коммунальных услуг и отсутствия нужной информации в одном источнике! Это единственный в своем роде жилищный сайт, объединяющий действительно важные и актуальные материалы.

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Комментарии

Почему же, очень даже актуально. Если есть общедомовой счетчик, то показания электроэнергии на обслужмвание дома должны сниматься по нему. Вообще, расходы на общественные цели жители оплачивать должны, - как правильно было сказано выше - закон есть закон, и он подлежит обязательному исполнению. Просто надо урегулировать механизм определения этих расходов. И это должно быть честно установлено лицами, которые несут ответственность за содержание дома. Ничего хорошего в том что люди начнут ходить в суды нет, это отражается на нервной системе. Если установить примерные ежемесячные расходы и разделить их на всех жителей, получится не такая уж большая сумма.

Бесплатная юридическая консультация:


Последние статьи

Популярные темы

Форма входа

Часто задаваемые вопросы

Юридический сайт по жилищным вопросам ЖИЛИЩНИК.RU (с).

Joomla 2.5

Внимание! Если Вы хотите бесплатно проконсультироваться у юриста, то просим обратить ваше внимание на информацию ниже:

В связи с большим числом вопросов в комментариях к статьям, мы не успеваем дать ответы всем и вовремя, поэтому чтобы не потерять Вашего времени, мы сообщаем что сейчас проходит акция, которая позволяет оставить заявку на бесплатную консультацию юристам вашего региона. Форма для бесплатной заявки находится тут, переходите по ссылке и в самой форме пишите о вашей проблеме.

Бесплатная юридическая консультация:


Кто должен платить ОДН: жильцы или управляющая компания?

Тот факт, что без оплаты за квартиру и ЖК услуг не обойтись, понимает каждый. Кроме того, неоплата может привести к судебным тяжбам, заведению исполнительного производства и, в итоге, к выселению из жилья. Это связано с тем, что положения ГК РФ и ЖК РФ гласят о том, что каждый владелец обязан надлежащим образом содержать личное имущество и платить за содержание жилья.

Это законодательное правило распространяется не только на сами квартиры, но и на общедомовое имущество. По этой причине в структуру платежа включено: проведение уборки в подъездах и на территориях у дома, выполнение ремонта подвальных помещений и кровли, а также ряд прочих необходимых работ.

Но, несмотря на это, множество жильцов сетуют на то, что в их квитанциях возникла еще одна услуга, а значит, дополнительная статья расходов, ложащаяся на их кошелек – общедомовые нужды. Что подразумевают под этой услугой, и нужно ли ее оплачивать, мы изложим в этой статье.

Бесплатная юридическая консультация:


Общедомовые нужды: что это такое?

Что понимают под общедомовым потреблением, и по какой причине владелец жилья обязан вносить плату за него?

Пункт 40 Правил оказания коммунальных услуг владельцам и использующим помещения в многоквартирных домах и жилых зданиях, которые утверждены правительственным постановлением от 06 мая 2011 года под №354 (дальше – Правила 354), обозначил, что каждый из потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах, независимо от избранного метода управления домом в структуре оплаты за коммунальные услуги, отдельно оплачивает услуги, предоставляемые в жилом помещении, и вносит оплату за коммунальные услуги, потребленные при использовании общедомового имущества (в этом пункте подразумевают именно услуги, предоставляемые на общие домовые нужды).

Как узнать задолженность по квартплате, читайте тут.

Пункты от 44 до 48 Правил 354 определяют размер оплаты за коммунальную услугу, которая предоставляется для обеспечения общих домовых нужд, с учетом присутствия в доме учетного прибора.

Все формулы, согласно которым рассчитывается плата за коммунальные услуги на общие домовые нужды, упоминаются во втором приложении Правил 354. Нужно обратить внимание на то, что объем оплаты за коммунальные услуги на общие домовые нужды не может подлежать перерасчету по причине отсутствия конкретного потребителя в его жилье.

Список помещений, которые входят в состав общего домового имущества, величина которого используется при расчетах оплаты за коммунальные услуги на общее домовое потребление, определяется правительственным постановлением от 06 мая 2011 года под №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (изменения внесены правительственным постановлением под №344 от 16 апреля 2013 года).

Сюда включены лестничные площадки, сами лестницы, а также тамбурные, площади вестибюлей и холлов, колясочные, помещения, используемые охраной (консьержем), которые не могут принадлежать конкретному жильцу (в соответствии с данными, упомянутыми в домовом паспорте).

Общие домовые нужны за воду: краны в подъездах отсутствуют, однако оплата вноситься должна

По какой причине, если в местах общего пользования нет устройств для водоразбора, УК продолжают начислять плату по общедомовым нуждам?

Потребители должны платить за полный объем, которые был зафиксирован при помощи общего прибора учета. Если же счетчика нет, то объем оплачивается согласно утвержденным нормативам.

Тот факт, что водоразборных устройств в местах общего пользования нет, не может служить поводом для не начисления оплаты на общие домовые нужды.

Оплата за ОДН согласно нормативам и общему домовому счетчику

В обязательном ли порядке применяются нормативы по общедомовым нуждам в ходе проведения расчетов, когда в доме присутствует общий прибор для учета?

Учитывая законодательные изменения, с 01 июня 2013 года нормативы обновлены, если говорить о вычислении объема платы за коммунальные услуги согласно учетным приборам – они будут считаться «фактором ограничения».

Проще говоря, объем коммунальных услуг на общие домовые нужды согласно данным учетных приборов, который распределяется между всеми потребителями, не может быть выше величины, определенной соответствующими нормативами.

Кто должен оплачивать общедомовые нужды?

Рассматривая понятие общих домовых нужд как одной из статей обязательных платежей, предъявляемых владельцам в структуре счета, можно сказать, что это некое недоразумение. Статья расходов по общим домовым нуждам предусматривается ЖК РФ, и оплата за них должна быть распределена между владельцами, согласно условиям основного соглашения.

Казусная ситуация возникла с того момента, когда правительством были исключены затраты по потреблению электроэнергии из общего перечня коммунальных платежей, которыми ведала УК, выделив отдельно подобные затраты. Касательно оплаты по показаниям счетчиков все ясно, но что делать с электроэнергией, потребляемой лифтами и используемой на лестничных площадках?

Схватившись за подобное решение, определенные УК вывели оплату за них из списка коммунальных услуг в отдельную статью, добавив строку в счете по общедомовым нуждам. Преимущественно сумма добавлялась помимо имеющейся квартплаты, которая оставалась на том же уровне.

Судами эти действия признаются мошенническими. Если раньше они были включены в оплату за квартиру, а условия договора решением собрания не изменены, общедомовые нужды оплачивает УК.

Совсем иначе происходит, если вопрос состоит в затратах постоянного или временного характера, которые не прописаны в договорных условиях. К примеру, кто-то предлагает улучшить определенным образом конструкцию дома. При этих обстоятельствах должен быть организован общий сбор, где должна быть утверждена смета, объем платежей дополнительного характера на общие домовые нужды. Оплачивать их обязаны владельцы.

Взаимоотношения между владельцами нежилых помещений и УК

Первые этажи зданий жилого типа преимущественно арендуются или же выкупаются постепенно у жильцов для размещения в них магазинов, ателье, аптек и прочего. ЖК РФ, конечно, не указывает о методе их выплаты на общие нужды дома, но седьмой раздел упомянутого кодекса используется судами по аналогии.

Владельцы помещений нежилого фонда должны выплачивать все общедомовые нужды, которые включены в соглашение, вне зависимости от факта их использования. Любые утверждения собственников магазинов о том, что лифтами они не пользуются, их отопление обособлено и т. п., нельзя назвать юридически обоснованными.

Оплата ими вносится также как и остальными, пропорционально площади. Отопление, к примеру, нужно целиком дому, отключить его не могут, даже если дом будет полностью пустовать. В противном случае строение будет разрушаться.

Помещения нежилого типа, которые принадлежат таким владельцам, довольно распространены. Процесс голосования происходит в ходе общего собрания, с учетом площади жилья участников. К примеру, когда собственник магазина располагает ощутимым весом голосов на сборе, он имеет полное право инициации проведения этого сбора и вынесение на обсуждение вопроса замены УК, при условии, что действующая не оправдала ожиданий.

Может, конечно, выходом будет аренда или покупка нового жилья в более приемлемом доме. Но если у него будет статус многоквартирного, нормы будут задействованы аналогичные.

Если соглашение, заключенное с УК, утверждено в ходе общего сбора, отказ собственника жилья от подписи ничего не даст. Как бы то ни было, он будет обязан соблюсти все требования, зафиксированные документом, и оплачивать суммы, упомянутые в соглашении. За ним же сохранено право агитации за организацию внеочередного собрания собственников для того, чтобы пересмотреть соглашение или отказаться от УК.

Способов доказывания неисполнения УК списка ее обязанностей существует множество: фотографирование фактов невывоза мусора, неисправностей внутридомовых сетей, составление коллективных писем. Вначале нужно подать официальные требования в УК с целью устранения последними выявленных нарушений; при игнорировании – обратиться в ОМС, а также контролирующие профильные органы. Наибольшая эффективность может быть достигнута подачей заявления в органы прокуратуры.

При любых обстоятельствах, текст соглашения обязан быть у вас собой. Для этого необходимо позаботиться о подписании документа, с целью выдачи вашего экземпляра. И уже потом, располагая документом, можно свободно снять с него копии и вести борьбу.

Если УК вам все же не удается одолеть, придется поступить кардинально – продать недвижимость и переселиться. Расторгнуть соглашение без согласия большинства владельцев, у одного собственника нет права.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

Санкт-Петербург, Ленинградская область

Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Купил квартиру и в квитанциях каждый месяц приходит ОДН по 500р за. моя квартира с 2017г. обязан ли я платить какое есть решение?

Здравствуйте Игорь, оплачивает хозяин квартиры, просто видимо вы купили квартиру с долгами, не проверив этот момент перед покупкой.

УК посчитала тарифы по фактическому потребления дома и они составили 0,5-1 руб*м.кв, по новым нормативам цена будет 2,5-3 руб*м.кв. Это переплата в 3-6 раз. Где будут оседать лишние деньги?

Здравствуйте Гражданин РФ, ну наверное там, кому они будут платиться.

Интересует вопрос по ОДН за электроэнергию. У нас 5 этажный дом 5 подъездный, 75 квартир. В нашем доме имеется интернет, кабельное ТВ, домофон, за потребление эл. энергии данных услуг оплачивают эти компании сами по договору в управляющую компанию. Нам жильцам в квитанции за январь 2017 года пришла всем оплата за ОДН по 25 кв /час. Если 25 х 75 квартир = 1850 кв/час. В денежном выражении это 5402 рубля. Это очень большая цифра для ОДН освещения, если учесть что в каждом подъезде горит 2-3 лампочки на 60 вт и только в вечернее время. Чердаков в доме нет а в подвале свет не горит постоянно. Прошу дать пояснение по данному вопросу.

Здравствуйте Любовь, а какие вы пояснения хотите услышать?

Должны ли мы платить за свет по общедомовому счетчику, если мы им не пользуемся, в подьезде нет света, в подвале тоже, а частные подвалы подключены к квартирным счетчикам.

Здравствуйте Натали, должны

А почему я должен платить ОДН, если подвал и лестничная клетка не освещается и в доме нет лифта (дом двухэтажный). За то что стоит общедомовой счётчик?

Здравствуйте Ганс, вы напишите заявление о том что у вас не освещается подвал и лестничная клетка и все должны поправить.

А кто тогда оплатит разницу между показаниями общедомового счетчика и показаниями всех индивидуальных. Глупо надеяться что ее не будет.

Согласно «Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016)» «по общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств».

Практика 2018 года данной позиции Верховного Суда РФ никак не меняет.

Коммунальные ресурсы согласно Постановления Правительства РФ №354 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) — это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме .

Далее логика законодателя плавно подводит нас к п. 44 Правительства Российской Федерации N 354, в соответствии с которым распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Исключение — общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

И вот она разница — сверхнормативный ОДН, который как раз и приобретается управляющей организацией. То что для целей оказания коммунальной услуги на общедомовые нужды — оплачивают собственники в пределах нормативов. Остальное — зона ответственности управляющей организации.

Целью подобного нормативного регулирования провозглашается — стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

Переход на прямые договоры не затрагивает отношения лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, с ресурсоснабжающей организацией в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Как управляющая организация может повлиять на ситуацию

Стоит отметить — есть судебные прецеденты (), которые вселяют надежду. Но для того, чтобы «сработало» определенный набор факторов должен был сойтись воедино и прежде всего:

  • Неопределенность в определении даты, с которой управляющая организация приступила к исполнению обязанностей;
  • Бездействие РСО;
  • Отсутствие с РСО договорных отношений

В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества.

Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации (ТСЖ, ЖК, и тп) не вправе отказываться от заключения договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме ресурсоснабжающими организациями.

Однако, согласно п. 14 Постановления Правительства РФ №354 управляющая организация, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией .

просмотров