Чистая «вторичка» — пробег авто привяжут к осаго и эптс. Александр Никонов, директор дилерского центра BMW компании «Авилон» («РБК daily») – Они вводят ограничения по стоимости автомобиля

Чистая «вторичка» — пробег авто привяжут к осаго и эптс. Александр Никонов, директор дилерского центра BMW компании «Авилон» («РБК daily») – Они вводят ограничения по стоимости автомобиля

  • Hyundai City Store АВИЛОН – первый в России цифровой центр продаж марки
  • Новая концепция онлайн-продаж автомобилей Hyundai

28 марта 2017 года. Компания «Хендэ Мотор СНГ» совместно с ГК АВИЛОН объявляет об открытии первого в России цифрового шоу-рума Hyundai City Store АВИЛОН. Новое пространство находится в торговом центре Метрополис, расположенном на Ленинградском шоссе. Официальная церемония открытия Hyundai City Store АВИЛОН состоялась 28 марта 2017 года, на которой О Иккюн -генеральный директор Хендэ Мотор СНГ и Павлович Андрей Николаевич – председатель правления, генеральный директор АВИЛОН Автомобильная Группа,торжественно перерезали ленту «открытия».

Главными спикерами мероприятия в этот день стали:

Калицев Алексей Владимирович – исполнительный директор Хендэ Мотор СНГ

Никонов Александр Васильевич – операционный директор АВИЛОН Автомобильная Группа

Гуляев Алексей Вячеславович – директор Hyundai City Store АВИЛОН

Люк Мужель генеральный директор ТРЦ «Метрополис»


Hyundai City Store АВИЛОН - это первый в России цифровой дилерский центр, который предлагает клиентам совершенно новый способ покупки нового автомобиля и соответствует потребностям современных покупателей, привыкшим делать покупки в сети. Теперь клиенты Hyundai в России имеют возможность приобрести все модели бренда Hyundai практически без посещения дилерского центра – по-настоящему ориентированная на клиента платформа позволяет ознакомиться с моделями бренда, подобрать подходящую комплектацию и внести предоплату, тем самым подтвердив факт покупки. Новый автомобиль будет ждать своего владельца в дилерском центре «Авилон», где клиент сможет внести оставшуюся сумму. В ближайшем времени возможности, открываемые Hyundai City Store АВИЛОН, станут еще шире – посетители смогут проводить тест-драйвы и сразу оплачивать полную стоимость автомобиля без посещения дилерского центра.


Россия – шестая по счету страна, где Hyundai открывает подобный цифровой шоу-рум. Первая аналогичная площадка начала работу в Англии (Rockar) в 2014 году, затем подобный центр открылся в Испании (Click2Drive). Hyundai City Stor АВИЛОН полностью отвечает совершенным технологиям будущего: цифровые экраны, интерактивные сенсорные панели, где каждый покупатель сможет самостоятельно подобрать автомобиль из списка, оставить заявку на тест-драйв или приобрести понравившийся автомобиль. Новая система предлагает клиенту полный контроль над процессом покупки.

Генеральный и операционный директора компании «Авилон» расскажут о результатах 2016 года, о причинах роста выручки и продаж в штуках, а также о причинах падения маржинальности. Речь пойдет об особенностях бизнеса холдинга в 2017 году, целях, средних ценах, сложностях. О том как выживает в это непростое время один из лидеров рынка. По данным «АвтоБизнесРевю» в первом полугодии 2016 года по удельной выручке в расчете на одного штатного сотрудника АГ «Авилон» занимает уверенно первое место среди автомобильных холдингов.

Сегодня с нами Андрей Павлович, председатель правления, генеральный директор и Александр Никонов, операционный директор ГК «Авилон».

Вы узнаете о результатах 2016 года компании «Авилон» из первых уст, о причинах роста выручки и продаж в штуках, а также о причинах падения маржинальности. Речь пойдет об особенностях бизнеса холдинга в 2017 году, целях, средних ценах, сложностях. О том как выживает в это непростое время один из лидеров рынка. По данным «АвтоБизнесРевю» в первом полугодии 2016 года по удельной выручке в расчете на одного штатного сотрудника АГ «Авилон» занимает уверенно первое место среди автомобильных холдингов.

– Андрей Павлович: Cпрос на автомобили сегмента люкс в прошлом году, действительно, вырос. Aston Martin, Bentley, Ferrari и Rolls-Royce продаются лучше, чем мы планировали. Причем автомобили Aston Martin мы продаем первый год, а Ferrari и Bentley – второй. Выше стала и наша выручка – на 12,5%, по сравнению с 2015 годом. Но нужно отметить тот факт, что маржинальность снизилась. Тщательная отчетность выйдет ближе к концу февраля, но уже сейчас можно сказать, что наши показатели по EBITDA и валовой прибыли ниже где-то на 15%. Вызвано это двумя факторами. Первый – перенасыщенность автомобилями стоков во II полугодии. Второй – финансирование складов. В Европе, например, автомобили отгружают дилеру под банковскую гарантию в 0,5% годовых. У него практически отсутствуют затраты на содержание стока. В нашей ситуации средняя ставка – в районе 13%. Для такого низкомаржинального бизнеса, как авторитейл, это, по сути, запретительные тарифы.

То есть зависимость от банков и импортеров – это главный фактор?

– Александр Никонов: Да. Есть три фактора снижения маржинальности. Первый связан с дисконтированием автомобилей. То есть это конкурентная борьба между дилерами. Второй – это финансирование. Роль финансирования в нынешнем году существенно выше, чем в прошлом. Одних процентов банкам (за выкупленные стоки и другое) мы выплатили в 2016 году существенно больше. И третий фактор – это снижение выручки и прибыли автосервиса. Ведь сервис – это более маржинальное направление, по сравнению с продажей автомобилей. И поэтому, несмотря на то, что у нас выросли продажи, выросла выручка, прошлый год по доходам оказался хуже, чем 2015-й.

– Что повлияло на повышение выручки?

А. Никонов: Рост цен.

– И только?

А. Никонов: В основном, да. Хотя на выручку влияет много факторов. Ключевой, конечно же, рост цен. Но есть еще model-mix проданных нами автомобилей, он тоже меняется. В один год может продаваться меньше автомобилей Ford, но больше Hyundai. В другой – больше Mercedes-Benz, меньше BMW или больше Bentley, но меньше Jaguar и Land Rower. Стоимость автомобилей везде разная. Поэтому model-mix существенно влияет на показатель выручки.

– Стоимость автомобилей выросла во всех сегментах?

А. Никонов: Да, среднее повышение за год составило 45%.

А. Павлович: Поправлю, Александр Васильевич, за два года повышение составило 40%.

– У меня тоже другие цифры. За первое полугодие прошлого года повышение составило 13,5%.

А. Никонов: Да, повышение цен – это сложный критерий, который зависит от целого ряда факторов, где есть, может быть, просто повышение прайс-листа, но потом поддержка. Поэтому если мы говорим про реальную среднюю стоимость автомобиля, который складывается из всех моделей….

А. Павлович: Сумма сделки, я бы сказал. Например, Е-класс стоил два миллиона рублей, а после выхода модели нового поколения стал стоить три миллиона.

А. Никонов: То есть, средняя цена – это комплексный параметр, на который мы смотрим, и он увеличился. Это постоянный процесс.

– Каковы точки роста группы «Авилон» по выручке в 2016 году?

А. Павлович: Первое – это сегмент люкс. Второе – продажи подержанных автомобилей – «Авилон Трейд». Это направление у нас очень активно развивается. И третье – объем продаж запасных частей.

А. Никонов: И четвертое, как ни удивительно, это «масс-автомобили».

– Чего ожидаете от 2017 года?

А. Павлович: Сложный вопрос. Честно говоря, не могу сказать, что мы два года назад гадали на кофейной гуще, но смотрели в будущее с оптимизмом. Даже в конце 2014 года были все равно еще оптимистичные прогнозы. Надеялись, что не будет такого сильного падения рынка. Мы и на 2017 год смотрим с рабочим оптимизмом. Понимаем, что если не будет каких-то глобальных скачков валюты или всплеска неординарной активности, то сфокусироваться необходимо на таких точных, четких, конкретных, связанных с продажами целях. Здесь с рекламной активностью, здесь с минимализацией расходов по издержкам, там – в послепродажном обслуживании. Поэтому генеральная цель – занимать лидирующие позиции в каждом из брендов на московском рынке и повышать уровень удовлетворенности клиентов, ценить их время, сокращать время, затрачиваемое как на приобретение автомобиля, так и на ожидание автомобиля из сервиса. Вот такой примерный план.

– То есть собираетесь сокращать цепочку менеджеров, которые отправляют клиента из отдела в отдел?

А. Никонов: Собираемся.

– Насколько кардинально будут изменены бизнес-процессы?

А. Никонов: В следующем году революции здесь не будет. Но в ближайшие три года, я думаю, что будут изменения. Процессы обслуживания будут упрощаться.

– Концептуально приближаться к формату «в одно окно»?

А. Никонов: Да.

– Правильно ли я поняла, что 2016 год вы оцениваете как некое дно?

А. Никонов: Правильно.

– И цель не столько удержать, сколько…?

А. Никонов: Правильно. Есть несколько вещей. Понятно, что мы не экономисты, мы – люди, которые занимаются небольшим бизнесом на земле. И мы не отвечаем за макроэкономическую ситуацию, хотя глобально в ней улучшение не видим на 2017 год. Это первое. Второе – марки нам дают свои прогнозы, и они все ждут роста рынка в пределах 5-10%. Мы более пессимистичны и предполагаем, что рынок в худшем случае останется на «нуле», в лучшем случае будет плюс 5%. И наше внутреннее бюджетирование мы делаем по верхней границе. Плюс 5% – это та цель, которую мы себе ставим, без снижения нашей доли в наших марках и с основным упором в работе на качество. То, что сказали – качество, лояльность, удовлетворенность клиентов.

– Цели на динамичное развитие, освоение, завоевание?

А. Никонов: Не время, не время.

– Не время. На удержание доли, да?

А. Никонов: Да.

А. Павлович: Есть примеры компаний, которые агрессивно расширяли портфель. На сегодняшний день, мы строим взаимоотношения с брендами, с импортерами, конкурентной средой внутри Москвы при снижении объема продаж в 2,5 раза. При этом дилерские центры же никуда не делись. На их месте так просто не откроешь кинотеатр или какой-то торговый центр, шоппинг-молл. Соответственно все работают. Ужесточилась конкурентная среда. И, конечно, есть ряд примеров, когда компании на грани баланса прибыли-убытка. Это то, о чем говорит сейчас Александр про «не время». Тем не менее, у нас есть какое-то органичное развитие внутри себя. Вы были на открытии нашего центра Audi. Мы начинаем строительство на ЗиЛе нашего дилерского центра Audi, Mercedes-Benz. Мы будем смотреть и филиалы «Авилон Трейд» (автомобили с пробегом) там же, на ЗиЛе. Будем смотреть в этом направлении, как раз в развитии продаж автомобилей с пробегом, разные возможности, возможно, разные площадки, разные небольшие центры для увеличения этой активности. Мы открыли бутик в центре Москвы – на Петровке, 15. Приглашаем вас, пожалуйста, в гости. Это первый мультибрендовый бутик – «Авилон Аура» – по направлению продаж люксовых автомобилей. Здесь концентрация гостей и жителей столицы, центр столицы, где в удобном месте можно оперативно, потратив 5-15 минут, познакомиться с новым имиджевым люксовым автомобилем без долгосрочной поездки в то или иное место. Неважно, где твой шоу-рум – за МКАДом или здесь, на Волгоградском проспекте. Так или иначе, с водителем или не с водителем, ты тратишь время, чтобы приехать, посмотреть, пообщаться и так далее. Центр города, Петровка – то место, где ты можешь совместить и бизнес-встречу, и за 10 минут увидеть эмоциональную новинку, предположить свой будущий выбор. Поэтому посмотрим, проанализируем, как будет работать этот бутик. И, возможно, он будет первым в начале нашего пути, когда мы будем открывать небольшие мультибрендовые бутики под нашим именем «Авилон», сконцентрированные для привлечения клиентов по продаже подержанных автомобилей, премиального, люксового сегмента, собственно, для удобства клиентов.

– Получается некоторое противоречие. Вроде бы нет активных целей на развитие, цели нет, не время… Вроде такие масштабные проекты…

А. Павлович: Что понимается под «активным развитием»? Когда ты открываешь небольшой бутик – это один объем инвестиций. Когда от тебя требуют строительство дилерского центра за один миллиард рублей – это другое.

– Я так поняла, что на территории ЗиЛа это будет сложно…

А. Павлович: Поясню. На территории ЗмЛа – проект, согласованный очень тщательно и долго с нашими уважаемыми партнерами (Mercedes-Benz, Audi). Проект важен как для импортеров, так и для нас, и это неотъемлемая часть развития инвестиций. Это не экспансивный шаг, когда тебе необходимо вдруг в два раза увеличить выручку и стать каким-то макроритейлером для своего имиджа и для своих каких-то дальнейших шагов. Это запланированная рабочая история.

– То есть, это необходимость?

А. Павлович: Да. Это обязательная необходимость.

А. Никонов: Поясню, если что-то было непонятно. Есть начатые проекты. Мы никакие проекты не закрываем. Мы их все продолжим и доведем до конца, в частности ЗиЛ, этому проекту уже не один год. Есть ранее запланированные идеи, в частности проекты, связанные с развитием бизнеса trade-in. Их мы тоже не сворачиваем. Но если вы спрашиваете про экстенсивное развитие «Авилон», то на 2017 год экстенсивного – получение новых брендов, покупка новых дилерских центров или стройка того, что не было запланировано ранее – не будет. Все-таки этого не будет, и для этого не время.

– Понятно. То есть, то, что вы раньше заявляли…

А. Никонов: Все закончили.

– А слухи, которые…

А. Никонов: О смерти? Сильно преувеличены.

– Нет, что напротив «Авилона» компания «Рольф» строит дилерские центры Toyota и Lexus.

А. Никонов: Строят, молодцы. Пусть строят.

А. Павлович: Во-первых, «напротив» – это действительно слухи. Напротив нас – завод Renault. И там построить невозможно ничего. А по правую сторону, ближе, за третье транспортное кольцо, компания «Рольф» строит дилерский центр, по-моему, Toyota.

– Они как-то помешают вашим планам?

А. Павлович: Мы думаем, что это улучшит наши показатели.

А. Никонов: Рассчитываем на синергию.

А. Павлович: Рассчитываем на то, что в том числе большее количество клиентов будет привлечено на локацию этой зоны.

– Но планы на сотрудничество с Toyota, Lexus, я поняла, что на этот год, на следующий, теперь закрыты или откладываются?

А. Павлович: Закрытых дверей не бывает в любом бизнесе. На то он и бизнес, что он с чего-то начинается – когда с письма, когда с разговора, когда с рукопожатия. Вы правильно подметили – для чего и зачем строим Mercedes-Benz, Audi – для того, чтобы неотъемлемо, кардинально правильно присутствовать в рамках качественного автомобильного бизнеса в Москве. Надеюсь, мы и этим примером обратим еще раз на себя внимание со стороны профессионалов, столь уважаемых японских брендов. Поэтому будем надеяться, что в будущем компания Toyota возобновит тендеры для развития в городе Москве. И мы будем с удовольствием работать в этом направлении.

А. Никонов: Я дополню Андрея Николаевича. Все-таки авторитейл на сегодняшний день является тяжелым, низко маржинальным бизнесом. Это бизнес B2C. То есть мы стоим на передовой, мы общаемся с каждым конечным клиентом. Задач у этих клиентов очень много, их надо качественно обслужить, они нас сравнивают, и поэтому это тяжелый труд. Никаких легких денег в последние годы нет, и уровень развития нашего российского автомобильного рынка очень высокий по мировым меркам. Поэтому и поддерживать этот уровень, быть лидером – это тяжелая задача. Если говорить о том, бизнес с каким брендом или какое направление бизнеса приносит большую выручку, то мы анализируем во всех разрезах. И это тенденция последних лет, продажи автомобилей приносит и выручки, и прибыли больше, нежели сервисное обслуживание. Однако и маржа, и выручка смещаются с автомобилей в какие-то другие дополнительные виды – такие, как автострахование, автокредитование – в то, что сопутствует непосредственной продаже автомобилей.

Наибольшую часть выручки и прибыли генерируют премиальные бренды – Mercedes-Benz, BMW. Несмотря на то, что по этим бренда не те темпы развития, тем не менее, это то, что генерирует нам основную выручку – и в продажах, и в обслуживании. Люкс-сегмент и наши масс-бренды – где-то на одной чаше весов.

– Есть ли прогнозы, сместится ли в итоге маржинальность в сторону продажи финансовых продуктов (F&I)?

А. Никонов: Тут надо смотреть на мировой уровень, везде это произошло, и у нас, рано или поздно, произойдет.

– Не в ближайший год?

А. Никонов: Не в ближайший год.

– Отдаленные перспективы.

А. Никонов: Хотя уже сейчас есть бренды, у которых маржа с автомобиля гораздо меньше, чем маржа с субпродуктов. Из новинок следующего года мы будем делать пилотный проект с брендом Hyundai. Это будет диджитал-бутик, работающий на продажу автомобилей, по возможности, без наших сотрудников. И будем тщательно анализировать и смотреть, как это работает. Вот, наверное, единственное, что можно такого «вкусного» рассказать.

– Интересно. Говорили раньше о планах – о слиянии с какими-то бизнесами. Андрей Николаевич, были все-таки планы, или они сошли на «нет»?

А. Павлович: Были. Планы были, были встречи, и на сегодняшний день пока никаких договоренностей ни с кем не достигнуто. Поэтому говорить не о чем.

– Еще хотелось бы по флит-продажи поговорить, «Авилон» всегда был лидером в этом направлении. По нашим данным, за I полугодие вы выросли на 23%. Сейчас как это направление развивается? Зависит ли оно от государственной политики?

А. Никонов: Направление в этом году получило второе дыхание. Там, действительно, есть рост, причем рост есть в коммерческом секторе. Государственные закупки, скорее, снизились. И, видимо, государству есть, куда тратить деньги.

– Они вводят ограничения по стоимости автомобиля.

А. Никонов: Вводят ограничения по стоимости, которые у вас есть этот вопрос – сказалось ли это на авторынке? Если говорить в общем, то, да, сказалось. К счастью, нам повезло и в нашей линейке есть бренды, которые удовлетворяют требованиям чиновников и государственным ограничениям. И если какая-то государственная компания теперь не может покупать BMW, значит, она может покупать Hyundai. И это выбор государства, на каких автомобилях ездить. Мы можем удовлетворить и одно, и второе. Но в целом госсектор снизился, и закупки в госсекторе снизились. Но вырос коммерческий сектор, и это связано с тем, что 2016 год – это время обновления парков и для глобальных заказчиков, и для фирм средних размеров. Плюс открылись новые виды бизнеса, например, каршеринг, которого у нас не было. Теперь каршеринговые компании тоже являются покупателями автомобилей. Это новые виды бизнеса. Поэтому направление корпоративных продаж (и в 2016, и, мы надеемся, в 2017 году) достаточно активно развивается.

Беседу вела Анастасия Калинина


Слушайте наши подкасты в пробках, во время пробежки или просто за чашкой кофе.

Напомним, несколько месяцев назад депутат Госдумы Василий Власов лишать лицензий дилеров, пойманных на скручивании пробега. Но одно дело - цивилизованные участники рынка, юридические лица, и совсем другое - частные предприниматели и продавцы, деятельность которых нынче никак не регулируется законом. Им до таких «угроз» дела нет.


По словам президента РОАД Олега Мосеева, в прошлом году более пяти миллионов подержанных автомобилей сменили хозяев. По различным оценкам, от 10 до 20% проданных машин при этом имели сомнительную историю. При общем автопарке в 50 млн транспортных средств по всей России объемы серьезные. Причем скрученные пробеги здесь лишь верхушка айсберга. Былые аварии и их последствия, залоговое обременение, розыскные мероприятия - все это тоже делает невозможной продажу машины. Если, конечно, ее продавец чист на руку…

Поэтому собравшиеся высказали свои соображения насчет того, что могло бы в краткосрочной перспективе дать действенный отпор мошенникам.

Привязка пробега к полису ОСАГО

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев считает самым действенным способом борьбы со скрученным пробегом привязку данных с одометра к полису ОСАГО. Напомним, что для управления транспортным средством каждый автовладелец должен в обязательном порядке оформить - и впоследствии продлевать - полис автогражданской ответственности. Если сделать внесение данных о текущем пробеге автомобиля обязательным, мошенникам будет сложнее манипулировать ими.

К слову, в Минфине, со слов Уфимцева, уже обсуждается законопроект, согласно которому будет рассчитываться в том числе с учетом технического состояния автомобиля. Предлагаются к рассмотрению законотворцев (скорее всего, это произойдет уже в весеннюю сессию) поправки, определяющие контроль за деятельностью . В частности, на первых этапах будет происходить фотофиксация самого процесса осмотра, а позже - и видеофиксация. «Ничто не мешает при проведении плановых мероприятий фиксировать также приборную панель автомобиля с текущим на момент прохождения ТО пробегом», - считает исполнительный директор РСА.

Электронный ПТС на страже километража

Еще одна идея была высказана Ильей Минкиным, гендиректором АО «Электронный паспорт» (входит в структуру «Ростеха»). Напомним, с июля 2018 года все новые технические средства будут получать вместо бумажного паспорта . Со слов Минкина, уже в ближайшее время многие импортеры и производители машин готовы приступить к оформлению оных в рамках переходного периода. Причем документ будет един для пяти стран-участниц ЕЭК (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения). Вместо 21 нынешней позиции, содержащей в информацию об автомобиле и его собственнике, в электронном документе их численность постепенно прирастет до 150. Помимо прочего есть идея указывать в ЭПТС и пробег при совершении тех или иных действий.

Автодилеры зашевелились

Сами участники рынка также выступают за бо льшую прозрачность. Операционный директор «Авилона» и по совместительству вице-президент РОАД Александр Никонов рассказал о нескольких направлениях, в которых имеет смысл двигаться. Первое - определить на законодательном уровне ответственность за скручивание пробега. Чем больше будет источников данных о пробеге автомобиля при совершении тех или иных действий с ним (от техобслуживания и ремонта до постановки на учет при смене собственника), тем проще выявить нарушителя, считает г-н Никонов. Следующее направление - прозрачная сервисная история автомобиля. В самом «Авилоне» через свой сайт уже предлагают потенциальным покупателям полную карту диагностики автомобиля при приеме в трейд-ин. Пример можно посмотреть .

Наконец, происходит сотрудничество автодилеров с агрегаторами, через которые проходит до 90% всех объявлений о продаже машин. С ними автоцентры готовы делиться информацией о произведенных ремонтах, говорит вице-президент РОАД.

ФИС ГИБДД М для всех

Ведутся и переговоры с блюстителями порядка о том, чтобы сделать доступной для граждан мобильную версию Федеральной информационной системы ГИБДД (ФИС ГИБДД М). Переговоры непростые, но очень важные. Доступ к базе с 2005 года имеют все патрулирующие дороги полицейские (нашим читателям наверняка приходилось видеть, как гаишник их посредством смартфона или портативного компьютера). В ФИС ГИБДД М, помимо прочего, занесены данные о регистрации транспортных средств, ДТП с их участием, угоне (хищении), утраченных или выбракованных документах и бланках и различных ограничениях на использование или регистрационные действия.

По словам экспертов, ориентирующихся на западный опыт, как только данные об истории автомобилей становятся прозрачнее, их цены на вторичном рынке возрастают на 10–15%. Так что сами продавцы тоже будут только в выигрыше.

Как проверить историю подержанного автомобиля

Впрочем, уже сегодня при покупке автомобиля на вторичке есть способы его проверки. В том числе бесплатные. Мы уже писали о них неоднократно, но приведем еще раз лайфхаки, которые озвучила на вчерашней встрече Татьяна Максимова, руководитель центра судебной работы юридического департамента УК «Авилон».

  • Несколько сервисов по пробивке автомобиля доступны на сайте www.gibdd.ru . Заходим в раздел «Сервисы» и смотрим, скажем, историю регистраций требуемого автомобиля, используя данные о его VIN-номере.
  • На этом же сайте можно проверить информацию об участии автомобиля в ДТП ранее. Важно: данные доступны лишь начиная с 2015 года.
  • На сайте www.reestr-zalogov.ru можно получить выписку, не находится ли приобретаемый автомобиль в залоговом обременении.
  • На сайте Федеральной службы судебных приставов www.fssprus.ru в разделе «Сервисы» можно получить справку о прочих исполнительных делах в отношении приобретаемого автомобиля.
  • Наконец, пробить автомобиль можно и через портал avtokod.mos.ru .

Как не попасть впросак при покупке подержанного автомобиля

Последний и весьма важный совет тем, кто собирается приобретать автомобиль (в том числе и новый), дал исполнительный директор, ведущий юрист Московского общества по защите прав потребителей Антон Недзвецкий. По его словам, самым главным гарантом предстоящей сделки являемся мы сами. Поэтому при покупке машины помимо технических ее качеств непременно нужно обращать внимание и на подписываемый договор, читать его внимательно. К бедам нередко приводит банальная невнимательность и спешка.

После общего мирового кризиса 2008 года, который также задел и нашу страну, российский автомобильный рынок рос в течение трех последующих лет. Это обычный срок выхода на посткризисные показатели в общемировой практике. Начало 2012 года (а если быть точным, первый его квартал) выдалось успешным практически для всех дилеров. Рост затронул абсолютно все сегменты - как массовые марки, так и премиальные.

В первую очередь это было вызвано тем, что к концу 2011 года имелся существенный дефицит различных популярных моделей. Дилеры ждали поставок, соответственно, покупатели не торопились вкладывать свои деньги в автомобили. Исходя из этого на начало 2012 года производители наполнили рынок рядом ранее ограниченно доступных моделей. В связи с этим по рынку в первые три месяца мы наблюдали значительный рост в районе 20-25% относительно прошлого года.

Темп роста даже опережал обычный сезонный фактор. Потребители буквально скупали автомобили предыдущего модельного года. С апреля по июль 2012 года темп роста стабилизировался и остановился в диапазоне 10-15%, сохраняя обычный сезонный уровень. Уже с августа нас ждало снижение темпов роста российского авторынка, и в ноябре он показал идентичные с прошлым годом цифры. Сейчас существуют некие кризисные ожидания.

В первую очередь это касается бюджетных марок. Их покупатели, как правило, острее ощущают на себе возможные негативные влияния замедления экономики. С премиальными марками ситуации немного иная. Пока сохраняется небольшой рост. Это подтверждается и статистикой по нашему автомобильному холдингу. Продажи BMW и премиальных моделей Volkswagen растут, а Ford - остаются на прошлогоднем уровне. Также сейчас существует фактор отложенного спроса. Потребители ждут скидок и специальных предложений.

Сейчас у многих дилеров образовались большой запас автомобилей. Думаю, что большинство попытается реализовать его за счет новогодних акций. Такая же ситуация сложилась и в регионах. Раньше у них существовал дефицит автомобилей, в этом же году ситуация начала исправляться.

В будущем году мы ожидаем, что основным драйвером роста станут скидки и дисконтные программы. Но работать это будет, как мне кажется, только первый квартал, когда у дилеров еще будет огромный склад нераспроданных автомобилей. Дальше все будет зависеть больше от внешних факторов. Таких, как, например, повторный запуск программы утилизации автомобилей. Если это произойдет, то может произойти новая волна спроса.
Учитывая то, что Россия обладает достаточно возрастным автомобильным парком и на тысячу человек у нас приходится значительно меньше автомобилей, чем в той же Европе, я полагаю, что это вполне реально. Также может помочь снижение ставок по кредиту. Но этого ждать не приходится. С начала 2013 года некоторые банки запланировали даже небольшое их увеличение, так как существует общая тенденция в мировой экономике - деньги дорожают. Удержать процент ставок на прошлогоднем уровне будет возможно только поддержкой автопроизводителей. Средняя доля кредитных автомобилей по всем маркам за 2012 год составляет порядка 40%. В связи со сказанным выше не думаю, что ситуация как-то существенно поменяется в 2013 году.

Также существенной проблемой для дилеров могут стать амбициозные планы, поставленные производителями на будущий год. Это может вызвать перенасыщение дилерских складов, и тогда вполне возможно повторение сценария конца этого года. Когда крупные дилеры смогут спокойно продавать автомобили из своего стока, тогда как более мелкие будут вынуждены буквально избавляться от них за минимальные деньги, зарабатывая только на бонусах от производителя. Есть и другой вариант развития событий, когда дистрибьюторы из-за большого стока вынуждены будет сократить квоты. Тогда потребители могут столкнуться с тем, что не все модели и комплектации будут доступны для приобретения.

В целом в 2013 году ожидается сохранение уже достигнутого уровня объемов продаж. Изменения могут быть в районе 5% в сторону как увеличения, так и снижения. Также, как мне кажется, увеличится процент продаваемых иностранных автомобилей российской сборки. Это, безусловно, вызвано более привлекательной ценой и увеличением мощностей на наших автомобильных заводах.

Объемы оказываемых услуг сервиса непрерывно растут. В первую очередь это происходит за счет гарантийных автомобилей. За последние три года был существенный рост в объемах продаж новых автомобилей, что позволило значительно увеличить показатели по сервисному обслуживанию. В следующем году мы ожидаем, что объем сервисных услуг и продаж аксессуаров увеличится на 15-20%. В перспективе это может служить дополнительным подспорьем для поддержания дилеров.


В своем выступлении во время открытия Hyundai City Store исполнительный директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев называл этот проект то будущим, то экспериментом. Хотя для корейской марки новый канал продаж далеко не первый (ранее подобные бутики Hyundai уже запустила в пяти странах мира, включая Англию и Испанию), делиться планами г-н Калицев не стал.

А вот его коллега Александр Никонов, операционный директор «Авилона», стоявший у истоков проекта, охотно озвучил данные. В помещение площадью около 100 кв. м было инвестировано примерно 30 млн руб., которые, если все пойдет как надо (350–400 машин в год), окупятся через три года. Хотя на маржу сильно давит комиссия по эквайрингу (платежам при помощи банковских карт) - она для «Авилона» составляет 1,95%.

Что же представляет собой новое детище партнеров? Шоу-румом в привычном понимании назвать его сложно: в небольшом помещении разместился лишь новичок Hyundai - седан Solaris второго поколения. Впрочем, дистанционно предлагается купить не только его. Рядом с реальной моделью цифровые экраны с конфигураторами, на которых можно самостоятельно подобрать автомобиль из списка, оставить заявку на тест-драйв или тут же приобрести понравившуюся модель, оформив договор купли-продажи. Остаток средств и акт приема-передачи покупки откладываются до следующего визита, когда машина будет готова к выдаче.

Минимальная предоплата, которую нужно внести с карты, - 25 тыс. руб. Она позволит забронировать автомобиль и быть уверенным, что конкретная машина достанется именно вам. Такой способ покупки, уверены в Hyundai и «Авилоне», придется по вкусу клиентам торгового центра, который за год посещают около четверти миллиона посетителей.


Конечно, вопросов в этой истории больше, чем ответов. Например, что до сих пор мешало клиентам того же «Авилона» воспользоваться интернет-покупкой автомобиля (эта услуга уже почти год доступна на сайте дилера) или оставить предзаказ, придя в стандартный автосалон? Ключевым моментом, отвечают партнеры, будет сам необычный формат магазина, его уютная атмосфера, при которой нет назойливых продавцов, а лишь консультанты по подбору. Клиенты здесь покупают без лишней суеты.

Россияне в последние годы действительно активно осваивают интернет-шопинг по прочим товарам, хотя 2016 год и был для Сети неудачным. И сследовательская компания Nielsen зафиксировала 12-процентное снижение активности в онлайн-продажах по основным группам товаров, таких как электроника, книги, музыка, косметика, путевки, билеты и продукты питания. Автомобилей, как видно, в этом списке нет. Большинству наших соотечественников нужно пощупать и понюхать то, за что предлагается выложить сотни тысяч рублей, да и доверие к официалам пока остается не на самом высоком уровне.

просмотров